Размышления о кришнаитах и кришнаизме
Размышление Первое


Кришнаиты. Почти все знакомы с представителями этой неоиндуистской секты. Особенно жители больших городов. Кришнаитов можно часто увидеть распространяющими на улице литературу, или поющих на улице так называемую песню освобождения, маха-мантру, и призывающих людей присоединиться к ним. На первый взгляд, они могут показаться весёлыми, добрыми и высокодуховными людьми, и часто, это так, но с небольшой оговоркой.

Как человек, посвятивший этой секте более 14 лет, хочу отметить, что не смотря на то, что многие слова основателя секты, Абхая Чарана Де, более известного как Бхактиведанта Свами Прабхупада (1896-1977), далее Прабхупада, действительно звучат довольно агрессивно (кто убивает во имя Кришны, тот не убивает), и им подобные, тем не менее, внутри секты, никто не призывает к подобным действиям, по крайней мере на официальном уровне, хотя стоит признать, что в словах некоторых «авторитетов» секты постепенно начинают слышаться нотки подобных призывов.
На сколько серьёзно относиться к этим словам, пусть каждый решит для себя, но как минимум это первый звоночек, и когда он зазвенит повсюду, можно только догадываться.
Но на сегодняшний день, секта опасна не столько этим, хотя есть шанс, что благодаря подобным призывам, это также может стать проблемой, но это не сегодня. Сегодня проблема именно в «духовности» кришнаитов.

Вспомним слова апостола Иоанна: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1Ин 4:1) И слова апостола Павла: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной». (Еф 6:12) И именно это, именно тот дух, которыми пропитано учение кришнаитов, является реальной угрозой, ибо ведёт в духовный тупик. Именно об этой «духовности», мне хочется поговорить в моих небольших размышлениях.
Кое что об Арджуне
Арджуна представлен нам как великий воин, великий герой, близкий друг Кришны, по словам которого:

«даивӣ сампад вимокша̄йа
нибандха̄йа̄сурӣ мата̄
ма̄ ш́учах̣ сампадам̇ даивӣм
абхиджа̄то 'си па̄н̣д̣ава»

«Божественные качества ведут человека к освобождению,
а демонические обрекают на рабство.
Тебе, о сын Панду, не о чем беспокоиться,
ибо ты от рождения наделен божественными качествами».

(Бхагавад-Гита. 16.5)

Очень красивое описание. Арджуна не просто, развил в себе замечательные, божественные качества, но, был наделён ими от рождения. Но тем не менее, хочется вспомнить одну историю, историю принца Экалавьи, описанную в той же Махабхарате.

К несчастью, Экалавья был принцем не арийского племени нишадов, поэтому Дрона, учитель Арджуны, не принял его и отказал в обучении военному делу. Экалавья, припав головой к стопам Дроны, удалился в лес. В лесу, без ведома или согласия Дроны, Экалавья вылепил из глины мурти (статую) своего учителя и обращаясь к нему за советами, стал тренироваться в стрельбе из лука, соблюдая при этом строгую дисциплину. Вскоре целеустремлённый Экалавья приобрёл невероятную быстроту в обращении с луком и стрелами и превратился в искусного воина, равного Арджуне по мастерству и доблести.

В один из дней, Арджуна встретился с Экалавьей, и понял, что есть кто-то равный ему, если не более искусный в стрельбе из лука. И что же Арджуна сделал? Может он спросил совет у Экалавьи? Может он со всей решимостью начал тренироваться с большим усердием? Нет! Это происшествие вызвало неистовую ревность Арджуны, которому Дрона ранее пообещал, что он будет самым искусным стрелком из лука среди всех его учеников. Арджуна в раздражении напомнил Дроне, что наставник обещал сделать его величайшим лучником на земле, и они вместе отправились повидать нишадского царевича.

Вот оно «божественное» качество Арджуны! Ревность. И ревность не в том, чтобы начать действовать с большим рвением, нет, он жалуется, он говорит наставнику, что ты обещал меня сделать лучшим, но не сделал. Это греховная страстность.

Но что же было дальше?
Экалавья приветствовал приближавшегося Дрону с подобающим почтением и назвал его своим учителем. На это Дрона ответил, что если Экалавья в самом деле был его учеником, тогда ему немедленно полагалось дать своему гуру дакшину (плата за обучение). Когда Экалавья пообещал отдать Дроне все, чего тот попросит, Дрона потребовал от Экалавьи его правый большой палец. Не желая нарушить своё слово, Экалавья выполнил приказание Дроны. С радостным лицом, без всякого колебания, он отсёк правый большой палец, протянул его Дроне и снова продолжил стрелять из лука, хотя и не с прежней быстротой.

Тут мы также видим брахманические качества Дроны. Он решил возвысить Арджуну не через развитие в нём лучших качеств, нет, он просто унизил того, кто был лучше. Великолепный метод! Если не способен превзойти кого-либо, просто унизь его. Хорошее брахманическое качество, а ведь кришнаиты призывают именно к развитию брахманических качеств. Плюс превосходство одних народов над другими, ведь отказано Экалавьи было именно из-за его происхождения. Вам ничего не напоминает? Это конечно не книга Прабхупады, но Бхагавад-гита, это часть Махабхараты, и Махабхарата, это авторитетное писание для Кришнаитов, благодаря которому:

«Движимый состраданием, великий мудрец решил, что это целесообразно, ибо позволит людям достичь высшей цели жизни. И потому он составил великое историческое повествование «Махабхарата», предназначенное для женщин, шудр и друзей дважды рожденных». (Шримад Бхагаватам 1.4.25) Т.е. Махабхарата должна привести людей к высшей цели жизни. А в ней такое разделение людей. Оставлю без комментария.

Но вернёмся к Арджуне. Вот Экалавья отрезал палец. Вы думаете Арджуна, увидев это проникся состраданием, покаялся что своим поведением, обрёк кого-то на подобное? Нет!
«И тогда Арджуна обрадовался всей душой и стал свободен от лихорадки ревности. А Дрона оказался верным своему слову: никто другой не мог превзойти Арджуну» (Адипарва, гл. 123).

И позже, он не раскаялся в том, что Экалавья был искалечен. Он просто радовался. Повторюсь, зачем совершенствоваться, если можно унизить другого? Зачем Дроне затрачивать усилия на лучшую подготовку Арджуны, ведь можно просто отрубить палец у конкурента. Странно, почему не всю руку?
Так чьи же качества, в данном эпизоде более возвышенные? Жалующегося, ревнующего, гневающегося Арджуны, или Экалавьи, который смиренно отрезает себе палец? А ведь, согласно Махабхарате, Экалавья отрицательный герой. Но это тема для других бесед.

А что мы имеем? Арджуну наделённого «божественными» качествами, но как по мне, с такими «божественными», не нужны демонические. А для кришнаитов он герой, идеальный с самого детства. Лично мне, не нужны такие «божественные и брахманические» качества, а вам?
Если у вас остались какие-то вопросы, вы также можете
Написать нашим сотрудникам в Вконтакте или FaceBook - они с радостью с вами пообщаются
Внимание! На сайте могут содержаться материалы 18+
Made on
Tilda